1 Содержание Паспорт Программы развития…………………………………….2 I. Информационная справка об образовательном учреждении………………………………………………… ……….……5 II. Аналитико – прогностическое обоснование программы развития.……………………..…………………………………………….9 III. Концепция развития дошкольного учреждения ……………..15 IV. Стратегия развития дошкольного учреждения ………….…..19 V. Этапы реализации программы ……………………………....…21 VI. План действий по реализации программы развития …………24 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа № 6 «Веселые зайчата» г. Снежное Донецкой Народной Республики . Наименование Программы Основание для разработки Программы Заказчик Программы Основные разработчики Программы ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МДОУ № 6 г. Снежное 1. Конституция Донецкой Народной Республики; 2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015г.; 3. Закон «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 10.04.15 г. №I-123П-НС); 4. Закон «О физической культуре и спорте» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24.04.15 г. №I-143П-НС); 5. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2018 № 287. 6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.; 7. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №843; 8. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017г. № 832; 9. Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318; 10. Государственные санитарные правила и нормы «Устройство, оборудование, содержания дошкольных учебных заведений и организаций жизнедеятельности детей» от 01. 08. 2013 № 678. 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 6 «Веселые зайчата» г. Снежное Донецкой Народной Республики, Отдел образования администрации г.Снежное И.Ю. Гавриляк – заведующий МДОУ№6 г. Снежное, Т.С. Дмитракова – старший воспитатель, В.В. Никульшина – воспитатель 2 кв. категории, М.А. Денисова – воспитатель 2 кв. категории, Н.Н. Захаричева - воспитатель 9 тарифного разряда, Председатель ПК, Н.Н. Журавлева – воспитатель 9 тарифного разряда 3 Цель Программы Задачи программы Реализация приоритетных направлений развития образования в ОУ 1. Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования. 2. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий. 3. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. 4. Совершенствование структуры взаимодействия с родителями воспитанников. 5. Развитие потенциала педколлектива и кадровое обновление. 6. Совершенствование структуры управления ДОУ. Сроки и этапы реализации Программы Программа рассчитана на 5 лет. 2019 - 2020 гг. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы). 2020 - 2023 гг. – Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы, переход учреждения в проектный режим работы). 2024 г. – Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). Администрация ДОУ. Педагоги ДОУ. Субъекты образовательных отношений. Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий) Объем и источники Бюджетные и привлеченные средства. финансирования Ожидаемые конечные результаты реализации программы 1.Переход на новые образовательные Разработка основной образовательной стандарты дошкольного образования. программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ГОС ДО. Оснащение средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ГОС ДО. Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в ДОУ и в форме семейного образования. 2. Обеспечение охраны и укрепления Увеличение до 90 % оптимального уровня физического и психического здоровья физической подготовки. воспитанников на основе научно Уменьшение количества простудных обоснованных современных заболеваний, дней болезни на одно технологий. заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в 4 физическом развитии – положительная динамика. Снижение роста числа детей нуждающихся в услугах логопеда и детского психолога. Системное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта с целью повышения качества образования. 3. Обеспечение возможности Объединение обучения и воспитания в самореализации личности целостный образовательный процесс на дошкольника, создание условий для основе духовно-нравственных и успешной социализации и социокультурных ценностей и принятых в гражданского становления личности обществе правил и норм поведения в воспитанников. интересах человека, семьи, общества. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 4. Совершенствование структуры Обеспечение психолого-педагогической взаимодействия с родителями поддержки семьи и повышения воспитанников. компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 5. Развитие потенциала Непрерывная подготовка, профессиональная педагогических работников и переподготовка, повышение квалификации и кадровое обновление. аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала по вопросам воспитания детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 6. Совершенствование структуры Управление, ориентированное на результат и управления ДОУ. основанное на прогнозировании, проектировании и программировании. Повышение инвестиционной привлекательности ДОУ. Система организации контроля Мониторинг реализации этапов программы реализации Программы, развития (контрольные события) осуществляет периодичность отчета исполнителей, дошкольное учреждение с отчетом на педсовете срок предоставления отчетных по итогам учебного года. материалов Контроль за исполнением программы развития осуществляет Отдел образования администрации города Снежное в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией 5 программы в целом. По итогам каждого года реализации программы дошкольное образовательное учреждение представляет публичный отчет на персональном сайте об итогах выполнения целевой программы и результатах развития ДОУ. 6 I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Полное название: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 6 «Веселые зайчата» г. Снежное Донецкой Народной Республики. Юридический адрес: 86500, г. Снежное, ул. Феоктистова, д.21 Фактический адрес: 86508, г. Снежное, ул. Феоктистова, д.21. Разрешение на осуществление образовательной деятельности: № 1169, от 01 ноября 2015 года. Срок действия: бессрочно. Образовательное учреждение функционирует с 1980 года, проектная мощность учреждения 220 мест. Основными участниками реализации программы являются: дети раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), родители (законные представители), педагоги. На основании Устава, МДОУ №6 г.Снежное работает в 10,5 -часовом режиме (с 7.00 до 17.30), при пятидневной рабочей неделе с выходными днями – суббота и воскресенье. МДОУ является юридическим лицом, имеет Устав, печать со своим наименованием, обособленное имущество, которое принадлежит ему на правах оперативного управления. Управление МДОУ строится на основе Закона ДНР «Об образовании» и других нормативных документов Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Организационно-правовая форма муниципальное учреждение. Учредитель Отдел образования администрации г.Снежное функции и полномочия учредителя осуществляет: - Администрация г. Снежное Структура дошкольного учреждения. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. ДОУ № 6 – детский сад комбинированного типа. Всего в ДОУ воспитывается 120 детей. Общее количество групп – 8. Режим работы МДОУ: 10,5 часов, с 07.00 до 17.30 часов. Срок пребывания в детском саду: с момента поступления до достижения 7 лет. Реализуемые в ДОУ образовательные программы. Организацию образовательного процесса на данном этапе определяет: 1. На основании ГОС ДО (2018) была разработана Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» (авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. Кобзарь О.В., Михайлюк С.И.) 2. Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.П., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. -2-е изд., доработанное - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. 3. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Программа и методические рекомендации. / сост. Савченко М.В., Сипачева Е.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. Приоритетные направления: - развитие физического и психического здоровья детей; - художественно-эстетическое развитие. МДОУ № 6 г. Снежное работает в режиме пятидневной рабочей недели. Начало учебного года – с 1 сентября. Продолжительность учебного года в дошкольных группах – 40 недель (образовательный период – 33 недели). 7 Динамика качества образовательного процесса: МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА за 2019-2020 учебный год Дата проведения мониторинга: Р а з д е л ы п р о г р а м м ы у р о в н и С о ц и а л ь н о к о м м у н и к а т и 20 – 31 мая 2019 г. Средний показатель по МДОУ № 9 Результаты Результаты на на начало конец года года % % в ы с о к и й 1 5 д о с т й 5 7 с р е д н и й 5 1 н и з к и й 8 в ы с о к и й 3 3 д о с т й 7 4 с р е д н и й 1 7 н и з к и й 1 8 в н о е р а з в и т и е П о з н а в а т е л ь н о е р а з в и т и е Р е ч е в о е р а з в и т и е Х у д о 1 1 4 6 6 7 7 3 4 7 1 1 8 2 1 0 3 9 6 9 1 3 2 2 6 6 3 3 3 6 3 2 7 6 1 7 1 8 7 9 2 6 2 9 ж е с т в е н н о э с т е т и ч е с к о е р а з в и т и е Ф и з и ч е с к о е 6 8 2 4 3 0 1 4 1 0 4 7 0 р а з в и т и е На конец учебного года в два раза снизился показатель детей с низким уровнем развития. Высокий уровень, соответственно повысился вдвое. 10 Показатели заболеваемости детей в течение последних трех лет: 2019/2020 2020/2021 2021/2022 Кадровая характеристика. В ДОУ работает 17 педагогов с высоким образовательным уровнем: 7 человек имеет высшее педагогическое образование; 10 человек имеют среднее специальное педагогическое образование. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов происходит через семинары, консультации, изучение методической литературы, открытые просмотры, курсовую переподготовку, обучение в ВУЗах, методические объединения, участие в конференциях, аттестацию. На качество педагогического процесса влияет непрерывное самообразование педагогов, их квалификация, совершенствование которой происходит из года в год. У большинства педагогов сформирована гуманная педагогическая позиция по отношению к ребенку. Квалифицированная, многоплановая работа по оздоровлению воспитанников осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Ежегодно педагоги детского сада повышают свой профессиональный уровень при ДРИДПО, участвуют в международных, всероссийских, региональных, городских, районных семинарах, конференциях. Уникальность учреждения: Реализация коррекционной программы воспитания и обучения. Сотрудничество в области образования с ДРИДППО. Создание системы непрерывного образования педагогов. Внедрение в практику работы инновационной технологии «Созвучие» - реализация системы взаимодействия родителей, педагогов дошкольных учреждений, привлеченных специалистов по профилактике социальной дезадаптации ребенка. Функционирует кружок для детей с высоким творческим потенциалом. Оздоровление детей с использованием с использованием здорьвьесберегающих технологий: стретчинг, суджок-терапия, витаминизации пищи, нетрадиционных корригирующих упражнений. Внедрение в практику инновационного проекта «Природа родного края как средство народоведения в работе со старшими дошкольниками» - использование природы родного края в качестве средства народоведения в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и формирования культуры межнационального общения. II. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. II.I. Анализ образовательного процесса. Актуальное состояние: По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов мы выявили, что основным методом работы воспитателей с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют «на равных». Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявит себя, 11 выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются ими и игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий и знания технологий дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов МОУ СШ № 9, которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей. При этом необходимо отметить, что 40 % детей записались в музыкальные и спортивные школы, танцевальные студии. Наше дошкольное учреждение рассматривает готовность ребенка к школьному обучению, прежде всего, как общую его готовность, включающую в себя физическую, личностную, интеллектуальную. Это позволяет школе опираться на развитие ребенка, полученное в нашем дошкольном учреждении и последовательно продолжать педагогический процесс. МОУ СШ № 9 расположена возле ДОУ № 6, поэтому практически все выпускники детского сада учатся в этом учебном заведении. На основании всех имеющихся данных о выпускниках ДОУ мы пришли к выводу о продолжении в учреждении деятельности по реализуемым программам. Воспитатели не испытывают затруднений при проведении занятий, уровень их организации, результаты соответствуют необходимым требованиям. Анализ результатов анкетирования воспитателей позволил сделать вывод: Коллектив сплоченный, квалифицированный имеет высокий уровень педагогической культуры. Стабилен. Работоспособный. Опытный (60% коллектива имеют стаж работы свыше 15 лет). На данный момент дошкольное учреждение полностью укомплектовано сотрудниками и имеет благоприятный психологический климат. Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточном уровне, о чем свидетельствуют как отзывы родителей воспитанников, так и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в детский сад. На достаточно высоком уроне находится система оказания дополнительных образовательных услуг. В настоящее время воспитанникам ДОУ оказываются бесплатные услуги. Качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников, так и их родителей. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: - большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (100%), просветительских услуг (100%); однако о высоком качестве физкультурно-оздоровительных услуг высказались только 75% опрошенных. - о достаточно высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 98% персонала учреждения. Анализ работы учреждения с социумом показал, что детский сад в полной мере учитывает образовательно-оздоровительный потенциал социума, а социум, в свою очередь, проявляет интереса к сотрудничеству с детским садом в планомерном режиме. Установление сотрудничества с социокультурными учреждениями города начинается с заключения договора о сотрудничестве. Договор является административным документом, регламентирующим деятельность социокультурного учреждения и ДОУ. В договоре оговариваются все аспекты сотрудничества: определяются сроки, ответственные за мероприятия, разрабатывается перспективный план работы. Важным аспектом данного вида сотрудничества является раннее выявление одаренных детей и дальнейшее их сопровождение. Дети дошкольного возраста занимаются в кружках и секциях городского Дома Творчества и школы Искусств, начиная с четырех лет и продолжают после окончания дошкольного образовательного учреждения. Решается важнейшая проблема преемственности образования и воспитания детей, адаптации к окружающему миру, развитие единого социокультурного пространства. Проблемное поле: 12 Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Перспективы развития: Совершенствование образовательной программы учреждения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, функционирование услуг на платной основе, включение в практику работы новых форм дошкольного образования позволит скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной услуги, наметить пути интеграции специалистов учреждения, пути преемственности дошкольного и начального школьного образования. II.II. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ. Актуальное состояние: Одним из ценностных ориентиров, характеризующих современную модель дошкольного образования, является готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора, поэтому отмечается в последние годы положительная динамика укрепления здоровья воспитанников. Разработаны и реализуются планы поддержания здоровья сотрудников ДОУ и по формированию культуры здоровья у родителей воспитанников. Квалифицированная, многоплановая работа по оздоровлению воспитанников осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал: - В дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Мы выбираем здоровье», но не внедрены в практику работы: индивидуальные маршруты оздоровления, дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников каждой возрастной группы. - Формирование грамотности в вопросах здоровья осуществляется в рамках двух блоков: Работа с детьми: Специально организованные тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с валеологической направленностью походы, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Работа с родителями: Оформление тематических стендов, открытые занятия, день Здоровья, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского работника, совместные мероприятия. Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). Проблемное поле: Кадровый дефицит ведёт к нерегулярному выполнению оздоровительных процедур в физкультурно-оздоровительном центре. Увеличение количества детей нуждающихся в услугах логопеда и педагога-психолога. Перспективы развития: Открытие групп компенсирующего вида, для детей, имеющих аутический спектр. 13 II.III. Анализ управляющей системы. Актуальное состояние: Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы к управлению образовательным процессом в ДОУ. В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Руководитель в равной и высокой степени ориентирован на задачи и отношения. Подчиненные, как правило, хотят, но не всегда могут нести ответственность В детском саду практикуется: моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующий), общественного (родительские комитеты в каждой группе, Управляющий совет), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления. Проблемное поле: Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с неготовностью коллектива и общественности принять на себя управленческий функционал. Перспективы развития: Дальнейшее перестроение системы управления на основе матричной модели – организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников, представителей учреждений власти, образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также заинтересованного населения микрорайона. II.IV. Анализ ресурсных возможностей. В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые ресурсы. При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие результаты. Актуальное состояние: Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического и медицинского персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы (60%) и высоким образовательным уровнем. Очевидно, что в условиях модернизации образования особую ценность представляет педагог, который обладает инновационным потенциалом. В связи с этим, считаем необходимым, уделять особое внимание развитию и поддержке инновационного потенциала педагогов. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов происходит через семинары, консультации, изучение методической литературы, открытые просмотры, курсовую переподготовку, обучение в ВУЗах, методические объединения, участие в конференциях, аттестацию. На качество педагогического процесса влияет непрерывное самообразование педагогов, их квалификация, совершенствование которой происходит из года в год. У большинства педагогов сформирована гуманная педагогическая позиция по отношению к ребенку. Ежегодно педагоги детского сада повышают свой профессиональный уровень в ДРИДППО; участвуют в региональных, городских, районных семинарах, конференциях. Проблемное поле: Недостаточность работы администрации ДОУ со средними учебными педагогическими учреждениями, с целью привлечения к работе в детском саду молодых специалистов. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Перспективы развития: В ДОУ есть педагоги, имеющие потенциал к работе в инновационном режиме. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень 14 учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Омоложение педагогического коллектива учреждения за счет организации в детском саду педагогической практики, с дальнейшей перспективой привлечения на постоянную работу выпускников педагогического колледжа. Мониторинг наличия и актуального состояния информационно-коммуникационных ресурсов выявил: Актуальное состояние: Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на достаточном уровне. Используются возможности СМИ (научно-методические журналы, образовательные сайты и сайты педагогов ДОУ, сайт ДОУ и т.д.) для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Постоянно обновляется информация о достижениях учреждения на тематических стендах в группах и холле. Из бесед с родителями, детей, поступающих в ДОУ, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном в СМИ. Проблемное поле: Противоречие между высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях. Перспективы развития: Совершенствование системы мониторинга качества образования в ДОУ через использование информационных технологий. Обеспечение групп интерактивными досками и использование их в образовательном процессе позволит перевести его на более высокий качественный уровень. Анализ материально-технических ресурсов дошкольного образовательного учреждения свидетельствует, что создание предметно-развивающей среды и пополнение материальнотехнического оснащения в учреждении находится на достаточном уровне. Актуальное состояние: Пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программ, реализуемых в ДОУ. Оснащение средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды происходит в соответствии с требованиями ГОС ДО. Детский сад имеет полный комплект функционально пригодных групп, кабинетов, оснащенных необходимым оборудованием, располагает музыкальным, физкультурным залами, медицинским, процедурным кабинетами. В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и требованиями временного государственного образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). Во всех группах имеется раздаточный, дидактический материал, дополнительная и методическая литература, наглядные материалы. Методический кабинет оснащен телевизором, ноутбуком. Проблемное поле: Предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение в учреждении требует регулярного обновления и пополнения в связи с естественным износом и освоением новых технологий. Перспективы развития: Возможность пополнения материально-технической базы и предметно-развивающей среды за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц, бюджетное финансирование. Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения в 2019 -2024 гг. 1. Необходимость постоянного обновления предметно-развивающей среды и материальнотехнического оснащения в учреждении в связи с естественным износом и освоением новых технологий. 2. Увеличение количества детей нуждающихся в услугах дефектолога, логопеда и педагогапсихолога диктуют необходимость обеспечение охраны и укрепления физического и 15 психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий. 3. Инертная система взаимодействия дошкольного учреждения с родительской общественностью. 4. Ориентация педагогов на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, предпочтение традиционных форм работы с детьми. Необходимость привлечения в ДОУ молодых специалистов. 5. Традиционная, линейно-функциональная модель управления, не позволяющая расширить общественное участие в управлении ДОУ. Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с неготовностью коллектива и общественности принять на себя управленческий функционал. Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего дошкольного учреждения. 16 III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского. Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства – акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. 17 Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с интеллектуальными особенностями. 2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация ГОС, современных здоровьеформирующих технологий) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг). Миссия дошкольного учреждения. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Механизмы реализации программы. Программу развития дошкольной образовательной организации планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях: Уровень реализации Персональный (индивидуальный) уровень Институциональный уровень Социальный уровень Участник Ребенок, педагог, родители Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников, медицинский персонал, службы, администрация ДОУ, управляющий совет Учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта III.I. Модель педагога детского сада (как желаемый результат) Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1.Профессионализм воспитателя: имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности; 18 владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми; проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. 2. Проявление организационно-методических умений: использует в работе новаторские методики; включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3.Личностные качества педагога: четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью; владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; креативен; воплощает идеи гуманизации педагогического процесса; развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума. III.II.Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной организации (как желаемый результат) Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. 19 Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками: здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика; коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам; физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей; интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат; креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью; любознательность - исследовательский интерес ребенка; инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов; ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы; произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами. Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. III.III.Модель будущего детского сада (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей от 1,5 до 7 лет, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели организации предполагает: эффективную реализацию образовательной программы воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; 20 личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» возможность самостоятельного поведения; высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения. Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы развития ДОУ на 2019-2024 г.г. Для создания модели современной дошкольной образовательной организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуальноличностного и интерактивного взаимодействия. Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития должны произойти существенные изменения в следующих направлениях: 1. Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования. 2. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий. 3. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников. 4. Совершенствование структуры взаимодействия с родителями воспитанников. 5. Развитие потенциала педколлектива и кадровое обновление. 6. Совершенствование структуры управления ДОУ. 21 IV. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2024 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены подпрограммами «Созвучие», «Мы выбираем здоровье», «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ», «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования», «Мы – строители» обеспечивающие участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Стратегическая цель программы: Реализация приоритетных направлений развития образования в ДОУ: эффективная реализация образовательной программы воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; личностно-ориентированная система образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; обновленная нормативно-правовая, финансово-экономическая, материальнотехническая и кадровая база для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; принципиально новая предметно-развивающая среда, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» возможность самостоятельного поведения; высокая конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям поселения. Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счет реализации следующих подпрограмм «Созвучие», «Мы выбираем здоровье», «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ», «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования», «Мы – строители». 22 V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Этапы 2019–2020гг. Организационноподготовительный этап Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативноправовых и методикодиагностических материалов. 2020–2023 гг. Коррекционноразвивающий (обновленческий этап) Цель: Развитие образовательного учреждения Мероприятия по реализации Программы Подпрограмма «Мы выбираем здоровье» 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения. 2. Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни среди населения микрорайона. 4. Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения. Подпрограмма «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования» (управление). 1. Анализ актуального состояния и перспектив для совершенствования финансовоэкономической модели учреждения (нормативно-правовые основы оказания платных дополнительных образовательных услуг, спонсорской и благотворительной помощи). 2. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса. Подпрограмма «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ» 1.Мониторинг состояния кадровой обстановки в учреждении. 2. Разработка плана по повышению профессиональной компетентности педагогического и обслуживающего персонала ДОУ. Подпрограммы «Созвучие» 1. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Подпрограмма «Мы выбираем здоровье» 1.Внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов здоровья детей раннего и дошкольного возраста. 2. Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы групп кратковременного пребывания оздоровительной направленности. 3.Переход коррекционно-образовательной работы в учреждении на новый качественный уровень (расширения спектра бесплатных дополнительных образовательных услуг в Примерные сроки выполнения Май 2019 год Июнь – сентябрь 2019 год Сентябрь 2019 – май 2020 год Январь – декабрь 2019 год постоянно Август 2019 год Сентябрь 2019 год Январь – 2019 год - декабрь 2020 год Сентябрь 2020 год Май 2020 год Сентябрь 2020 год – сентябрь2022 год 23 оптимизация функционирования детского сада. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы. области коррекции недостатков). 4. Разработка и реализация системы работы по профилактике возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья. Организация межведомственного взаимодействия в этом направлении. 5. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников ДОУ. Подпрограмма «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования» (управление). 1. Расширение общественного участия в управлении учреждением, отработка механизма деятельности Управляющего совета ДОУ, как независимого юридического лица. 2. Привлечение источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь). Подпрограмма «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ» 1. Реализация мероприятий направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, что в свою очередь, способствует повышению качества образовательной услуги. 2. Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации. 3. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников дошкольного образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда,). 4. Реализация программы курсовой подготовки педагогического персонала детского сада Подпрограммы «Созвучие» 1. Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и СНиП территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения. 2. Работы по обновлению предметно-развивающей среды и материально- технической базы детского сада за счет разнообразных источников финансирования. 3. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта. 4. Включение в практику работы новых форм дошкольного образования. Октябрь 2020 год – октябрь 2021 год постоянно Сентябрь 2020 год сентябрь 2022 год Ежегодно по разным направлениям Сентябрь 2020 года – сентябрь 2021 года К сентябрю 2020 года Ежегодно по разным направлениям Постоянно Сентябрь 2020 сентябрь 2023 гг. 24 2024г. Аналитическоинформационный этап Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы. Подпрограмма «Мы выбираем здоровье» 1. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ. 2. Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок и распространение их среди заинтересованного населения. 3. Мониторинг эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваний. Подпрограмма «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования» (управление). 1. Анализ роста инвестиционной привлекательности детского сада. 2. Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий. Подпрограмма «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ» 1. Определении перспективных направлений деятельности ДОУ по повышению профессионального уровня сотрудников ДОУ. 2. Транслирование опыта работы учреждения по привлечению к работе молодых специалистов. 3. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ. 4. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения. Подпрограммы «Созвучие» 1. Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в образовательную программу ДОУ. 2. Построение целостной системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов - специалистов с детьми с 1,5лет до 7 лет по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности. 8. Анализ преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе. Май 2022 год постоянно Декабрь 2023 год Апрель-май 2023 год Январь – май 2023 год Июнь – декабрь 2023 год 25 VI. Планы реализации подпрограмм. VI.I. Подпрограмма «Мы выбираем здоровье». Цель: Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий. План реализации № 1. Содержание Периодичность Оптимизация режима Организация жизни детей в 1-8 ежедневно адаптационный период - - - 2. назначение щадящего режима сокращение времени пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение двух недель удлиненный сон на 1,5-2 часа в ночное время (дома) незначительное утепление одежды не допускать переохлаждение детей во время прогулок Группа Ответственные Время Врач В течение года Ст. м/с Воспитатели Родители Определение оптимальной 1-8 Ст. м/с нагрузки на ребенка с учетом возраста и индивиСт.воспитадуальных особенностей тель Организация двигательного режима Физкультурные занятия 1-8 3 раза в Инструктор по неделю физ. воспитанию Прогулки с включением 1-8 ежедневно Воспитатели подвижных игр Спортивный досуг 1-8 1 раз в Инструктор по квартал физ. воспитанию Пальчиковая гимнастика 1-8 ФизкультЛогопед, минутки воспитатели Гимнастика глаз Со ФизкультВоспитатели среднего минутки Ст. м/с возраста Оздоровительный бег Со Ежедневно Воспитатели среднего во время возраста прогулки В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года С апреля по ноябрь, на улице 26 Спортивная гимнастика Музыкальные занятия 3. 4. Со среднего возраста 1-8 Тренер, воспитатели В течение года 2 раза в неделю Музыкальный руководитель, воспитатели В течение года Охрана психического здоровья Создание комфортной среды 1-8 Системати Все члены чески коллектива ежедневно Родители Строгое соблюдение 1-8 Системати Врач санитарно-гигиенических чески Ст.м/с требований Использование приемов 1-8 ежедневно, Воспитатели, релаксации: несколько специалисты минуты тишины, муз. паузы раз в день Занятия с детьми группы Со 3 раза в Психолог риска среднего неделю возраста Профилактика заболеваемости Массаж № 9 волшебных точек 1-8 3 в день Воспитатели контроль мед. работника Профилактическая группа: ОРВИ, ОРЗ – - оксалиновая мазь 1-8 Профилактические прививки 1-8 Профилактика близорукости у Со детей – гимнастика для глаз среднего возраста В целях уменьшения 1-8 перекрестного инфицирования и снижения бактериальной загрязненности: - сквозное проветривание помещений - кварцевание - ионизация воздуха Лабораторные исследования 1-8 5. 2 раза в неделю В течение года В течение года В течение года В течение года ноябрьдекабрь мартапрель ноябрьдекабрь, мартапрель В течение года В течение года Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой По плану врача Ежедневно Ст. м/с Воспитатели Ежедневно Воспитатели Ст. м/с помощники воспитателей В течение года По плану врача Ст. м/с Лаборанты поликлиники В течение года Врач Воспитатели Ст. м/с Закаливание с учетом состояния здоровья детей Воздушные ванны, 1-8 Ежедневно Воспитатели облегченная одежда, одежда соответствующая сезону года Прогулки на воздухе 1-8 Ежедневно Воспитатели В течение года В течение года 27 Хождение босиком по «дорожке здоровья» 1-8 Водный душ 1-8 Игры с водой 1-8 Солевая дорожка 1-8 Арттерапия Со среднего возраста Со среднего возраста Самомассаж 6. 7. Ежедневно после дневного сна Ежедневно после прогулки Во время прогулки, во время занятий Ежедневно после дневного сна 2 раза в неделю Воспитатели В течение года Воспитатели мл. воспитатели Мл. воспитатели июньавгуст Воспитатели мл. воспитатели В течение года Руководитель ИЗО студии, воспитатели В течение года Ежедневно Воспитатели после дневного сна Гимнастика в постели 1-8 Ежедневно Воспитатели после дневного сна Лечебно-оздоровительная работа Витаминотерапия: отвар 1-8 1 раз в день Ст. м/с шиповника, витаминный чай Санитарно-просветительная работа для родителей Наглядная информация: - медицинский уголок, Старший - информационный Для всех воспитатель бюллетень в группах, семей Системати - стенд «Мы выбираем чески Ст. м/с здоровье» (активный отдых семей), Воспитатели - пропаганда знаний об обеспечении Специалисты безопасности жизни детей. июньавгуст В течение года В течение года октябрь, ноябрь, январь, март В течение года 28 Консультации по темам: - «Режим дня в ДОУ и дома». - «Закаливание ребенка дома». - «Оздоровление с помощью растений». - «Питание ребенка дома и в ДОУ» и т.д. Участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях, досугах 8. По плану Для всех семей Старший воспитатель Ст. м/с В течение года Воспитатели Специалисты Воспитатели Для всех семей По плану Специалисты В течение года Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей Занятия по охране Со 1 раз в 2 Воспитатели В течение безопасности жизни старшего недели Специалисгода (совместная деятельность) возраста ты Занятия по социальноСо 1 раз в Воспитатели В течение личностному развитию среднего неделю года (совместная деятельность) возраста Занятия по валеологии Со 1 раз в Воспитатели В течение среднего месяц года возраста Старшие 1 раз в Воспитатели В течение дошкольнеделю года ники Игровые занятия по Со 1 раз в ВрачНоябрьпрофилактике заболеваний среднего неделю стоматолог декабрь зубов возраста Воспитатели, Воспитание культурно1-8 Системати В течение Помощники гигиенических навыков чески года воспитателей, Ежедневно Ст. м/с, Родители Сюжетно-ролевые игры: - «Больница». - «В гостях у Айболита». - «Я – доктор» и т.д. 1-8 По плану Воспитатели В течение года 29 VI.II. Подпрограмма «Творческая группа, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ». Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством самообразования в составе творческой группы. План реализации. Профессиональная компетентность педагога Содержательный компонент (теоретические знания) Личностный компонент (установки и качества личности) Профессиональнодеятельностный компонент (умения и навыки) Творческая группа Работа в группе с тьютером Самостоятельная работа, методические разработки Работа с детьми V.III. Подпрограмма «Информационные технологии в системе Размещение материалов на сайте ДОУ мониторинга качества образования». 30 Цель: Совершенствование системы мониторинга качества образования в ДОУ через использование информационных технологий. Электронная почта veseli.zaichenyata@mail.ru Сайт ДОУ https://snegsad6.blogspot.c om/ Система Интернет Ресурсное обеспечение Электронная информационная база ДОУ 31 Качество деятельности учреждения Электронная информационная база ДОУ Электронная библиотека ДОУ Ресурсы Интернет Web-представительства государственных и региональных органов образования. Сайт ДОУ https://snegsad6.blogspot.com/ . Электронный архив ДОУ Образовательные порталы Электронная система «Анкетирование» Дистанционные курсы повышения квалификации Электронная почта veseli.zaichenyata@mail.ru Работа в режиме реального времени «Документы Google» 32 Срок Форма работы Тема Ответственный сентябрь Консультация для педагогов Общие сведения в области мониторинга. Методы получения информации. Старший воспитатель ноябрь Консультация для педагогов Общие сведения о законодательной базе в сфере информатизации. Старший воспитатель декабрь январь Семинар-практикум педагогов Родительское собрание Инструментарий для осуществления мониторинговых замеров Единое образовательное пространство «детский сад – семья» - это реальность! Старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель февраль Практикум Освоение ИТ сбора информации, организации систематических наблюдений Старший воспитатель апрель Консультация для педагогов май для Этические нормы диагностической работы. Отчет творческой группы по разработке форм документирования данных мониторинга. Педагог-психолог Старший воспитатель 33 V.IV. Подпрограмма «Созвучие» Цель: разработка и реализация системы взаимодействия родителей, педагогов дошкольных учреждений, привлеченных специалистов по профилактике социальной дезадаптации ребенка. ДЮСШ Студия для детей с высоким творческим потенциалом Дом Творчества ДЕТИ Школа искусств Школа № 9 34 V.V. Подпрограмма «Управление». План реализации подпрограммы «Управление». № п/п 1 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Направления работы Создание ресурсов Организационное обеспечение 1. Определение перечня функций управления Программой развития 2. Распределение функций управления между разработчиками Программы развития 3. Проведение инструктирования и обучения должностных лиц. 4. Внесение изменений в структуру управления ДОУ. 5. Организация работы должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию Программы развития (распределение поручений, заданий, контроль за исполнением). 6. Организация работы (подготовка, проведение заседаний, организация исполнения решений) Информационное обеспечение 1. Создание информационного банка в области здоровьесбережения, повышения профессиональной компетентности педагогов, информационных технологий в системе мониторинга качества образования, (сбор, систематизация, хранение). Накопление информации об издании новой методической и учебной литературы по данным направлениям. 2. Определение состава педагогов, участвующих в реализации подпрограмм, групп дошкольников, с которыми будет апробироваться модель образовательного процесса. 3. Информирование родителей о целях, задачах содержании программы развития. 4. Информирование коллектива. Кадровое обеспечение реализации Программы развития 1. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов. 2. Организация направления на курсы. 3. Организация повышения квалификации педагогов в процессе педагогического общения. 4. Разработка планов выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, определение форм и методов его распространения. 5. Выявление, обобщение передового педагогического опыта, распространение мер по его распространению. 6. Проведение мероприятий по его распространению. Участие в семинарах, симпозиумах, круглых столах, Сибирской ярмарке, «Росточек» и т.д. Оценка разработчиков, участников реализации проекта 1.Разработка нормативных показателей для оценки, методик сбора информации, процедур оценивания кадров. 2.Организация текущей и итоговой оценки. 3. Подготовка документации по оценке. 4.Подготовка кадров к участию в профессиональных конкурсах разного уровня. 6.Внесение предложений о поощрении педагогов: представления, характеристики. Научно–методическое обеспечение 1. Организация приобретения новой литературы. 2. Выявление потребности в научно – методических разработках. 35 1.6. 1.7. 1.8. 2 3. Разработка научно – методических материалов (творческие группы). 4. Распределение обязанностей и объёма методической работы между творческими и рабочими группами, отдельными педагогами. 5. Контроль за процессом разработки (заведующая, Совет педагогов) 6.Организация и проведение экспертизы (оценки), апробирования научнометодических разработок. Нормативно – правое обеспечение 1.Согласование нормативно – правовой базы введения новшеств с Отделом образования администрации г.Снежное 2.Разработка нормативно – правовой базы: приказы, распоряжения, положения, рекомендации. 3.Внесение изменений в действующую нормативно – правовую базу работы ДОУ (Устав, Правила внутреннего распорядка, Положение о материальном стимулировании) Материально–техническое обеспечение 1.Разработка изменений материально – технической базы ДОУ. 2.Приобретение нового оборудования, средств обучения. 3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания детей в ДОУ, технике безопасности при осуществлении учебно-воспитательного процесса. 4.Разработка планов проведения аукционов по продуктам питания, ремонту, приобретению основных средств. Финансовое обеспечение 1.Планирование финансирования программы развития: определение бюджета материально-технических средств, стимулирование труда. 2.Поиск источников и заключение договоров по финансированию программы развития. 3.Осуществление контроля за расходованием средств. Управление программой развития 1. Анализ возможностей разработки и реализации программы развития. 2. Организация разработки программы развития. 3. Разработка стратегии и поэтапных планов реализации программы. 4. Согласование планов реализации программы развития ДОУ с подпрограммами, используемыми в педагогическом процессе ДОУ, и программой развития образования в районе. 5. Составление единой сетки занятий и режима работы кружков, студий, учитывающих в своей деятельности содержание проекта. 6.Контроль за разработкой и реализацией программы развития. 7.Разработка системы мониторинга 36 37 38