Типовая образовательная программа Донецкой Народной Республики «Растим личность»
Описание образовательной программы
Образовательный
процесс в Дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с
Государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 04.04.2018 № 287.
На основании ГОС ДО (2018) была разработана Типовая образовательная программа
дошкольного образования «Растим личность» (авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева
Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. Кобзарь О.В.,
Михайлюк С.И.) (рекомендована Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 № 725 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа
2018 года № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019
учебном году»).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ ДОУ
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, его разностороннее развитие ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ:
развитию
личности ребенка;
сохранению и укреплению здоровья детей;
формированию предпосылок учебной деятельности
воспитанию у дошкольников таких качеств:
любознательность, познавательная самостоятельность;
активность жизненной позиции, инициативность;
креативность в решении различных жизненных ситуаций; патриотизм;
уважительность к традиционным ценностям;
духовно нравственная направленность личности ребенка на основе общечеловеческих
социокультурных ценностей.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном разностороннем
развитии каждого ребенка, формирование у детей интереса и ценностного отношения
к занятиям физической культурой;
создание в
группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного
процесса;
творческая
организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
каждого ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями;
уважительное отношение к результатам детского творчества, труда;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей
дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация
принципов: развивающее обучение и системно - деятельностный подход
Ведущая форма - совместная (партнерская) деятельность детей и взрослых
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ
объём и продолжительность образовательной деятельности в соответствии с
возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников;
соответствие образовательной деятельности возрастным уровням дошкольного
воспитания и обучения.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и
охватывает определенные направления развития детей, которые называются
образовательными областями.
ГОС ДО определяет 5 образовательных областей:
Физическое
развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в МДОУ;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой
родине и Отечестве;
формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в
подготовительной группе – 25 минут
Продолжительность перерывов между занятиями
не менее 10 минут.
В перерывах между организованной образовательной деятельностью:
подвижные игры умеренной интенсивности;
самостоятельная деятельность.
Домашние задания во всех возрастных группах не задаются!!!
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая;
социально - коммуникативная;
речевая;
продуктивная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
двигательная;
музыкальная;
изобразительная;
конструктивная;
через восприятие художественной литературы и фольклора.
Диагностика индивидуального развития
детей дошкольного возраста - качество образовательного процесса в МДОУ
При проведении педагогической диагностики используются:
Пособие «Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста»
(авт.-сост. М.В. Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В.), рекомендовано приказом Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики № 826 от 14.08. 2017), индивидуальные
карты развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения
образовательных задач
Развивающая предметно-пространственная
среда
дошкольной организации должна быть
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Развивающую предметно–пространственную среду необходимо строить с учетом
принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для
одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации содержания других
образовательных областей.
Взаимодействие детского сада с семьёй
Ведущая цель
– создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности
разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на
участие в жизни детского сада.
Целевые ориентиры дошкольного образования социально-нормативные возрастные
характеристики ВОЗМОЖНЫХ достижений ребенка на этапе завершения дошкольного
образования
Настоящие требования являются ориентирами для: информирования родителей
(законных представителей) и общественности;
построения образовательной политики на соответствующих уровнях;
решения задач: формирования Программы; анализа, планирования профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями;
изучения характеристик образования детей дошкольного возраста.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
Овладевает
основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности;
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции
в совместной деятельности;
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных верований, их взглядов и убеждений,
физических и психических особенностей;
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем,
кто в этом нуждается;
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
Обладает развитым воображением; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Проявляет ответственность за начатое дело, инициативность в его реализации и
получении результата;
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области естествознания, математики, истории и т. п.;
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности;
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
Проявляет
уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную
деятельность и т. д.);
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях;
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу;
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на
этапе завершения ими дошкольного образования. Достижение современного качества
дошкольного образования невозможно без обеспечения преемственности с начальным
общим образованием. Правильная организованная работа по преемственности – это
залог успеха обучения детей в начальной школе. Успешной адаптации воспитанников
детского сада в школе способствует развитая любознательность и воображение,
развитая речь, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Преемственность в работе ДОУ и начальной
школы осуществляется по следующим направлениям:
Организационно
– методическое обеспечение
Работа с родителями
Работа с детьми.
Организационно – методическое обеспечение предполагает
Совместные педагогические советы по вопросам обеспечения преемственности;
Совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы
учителей и воспитателей ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности и
успешной адаптации к школе;
Семинары – практикумы, деловые игры и т.п.;
Взаимопосещения занятий и уроков – обмен педагогическим опытом использования
вариативных форм, методов и приёмов работы в практике педагогов.
Система взаимодействия педагогов и родителей
включает:
Совместное проведение родительских собраний;
Проведение дней открытых дверей;
Консультации психолога и учителя;
Организация экскурсий по школе;
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных
соревнований.
Возможные формы работы с дошкольниками:
Экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и
т.д.;
Знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия,
проекты с ними;
Проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого
звонка, праздник букваря);
Участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной
школы;
Подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.